Четверг, 25.04.2024, 13:25
Маріупольський коледж ДонНУЕТ
 курс 
фізичного виховання

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Что бы Вы хотели изменить в физическом воспитании МТ ДонНУЭТ?
Всего ответов: 47
Loading...

Электронные учебники

Электронный учебник по разделу учебной программы «ВОЛЕЙБОЛ»

 
Волейбол — один из самых распространенных и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения студентов систематическим занятиям физической культурой и спортом, к подготовке и сдаче государственного тестирования, к активному отдыху. Игра в волейбол способствует развитию двигательного аппарата, помогает вырабатывать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, быстрота реакции, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы, снимает умственную усталость.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИГРЫ Игра возникла в США в1895 г. И названа она была «волейбол», что в переводе с английского значит «летающий мяч». Постепенно игра становится все более популярной в разных странах. Особенно быстро волейбол распространяется на Европейском континенте (Чехословакия, Франция, СССР). Начинают проводиться первые официальные первенства стран (Чехословакия, Польша). В 1928 г. в Москве проходит Всесоюзная спартакиада, в программу которой включен волейбол.
 I. ТЕХНИКА ИГРЫ
Общее положение Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Она является средством ведения спортивной борьбы, дающим возможность игроку в рамках правил решать конкретные тактические задачи в различных игровых ситуациях. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре — это определяется понятием «техническое мастерство спортсмена». Уровень технического мастерства игрока во многом определяет тактические схемы ведения игры и успех игры команды в целом.
 I.1. ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ
I.1.1. ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений — выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений. тартовые стойки. Их задача—приобретение максимальной готовности к перемещению. Для принятия оптимальной стойки необходимы относительно небольшая площадь опоры и незначительное сгибание ног в коленях. Она позволяет в начале движения выполнить толчок ногой от опоры, быстро вывести ОЦТ тела за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяются три типа стартовых стоек. Устойчивая стойка - одну ногу (чаще разноименную сильнейшей руке) ставят впереди другой. Ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтях и вынесены вперед. Основная стойка - обе ноги расположены на одном уровне, стопы параллельны на расстоянии 20—30 см друг от друга, вес тела равномерно распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки вынесены перед туловищем (рис. 2): Неустойчивая стойка - обе ноги расположены на одном уровне, аналогично основной стойке. Игрок стоит либо на носках, либо на полной ступне; однако в последнем случае вес тела приходится на переднюю треть стоп обеих ног. Ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и вынесены вперед. Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно до начала перемещения, либо двигаться на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, — это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими. Особенности стартовых стоек следующие: во всех случаях начало движения в любую сторону из положения стартовой стойки осуществляется быстрее и точнее, чем из обычного положения. начало движения из положения динамических стоек осуществляется быстрее, чем из положения статических стоек; независимо от типа стоек скорость движения в стороны определяется по рангу: вперед-влево -- вправо-назад; наиболее оптимальной является основная стойка (статическая, динамическая). В различных игровых ситуациях при выполнении различных технических приемов могут использоваться все типы стартовых стоек. Перемещения. Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бегом, скачком. Ходьба — игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной и скрестный шаги. Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижений - Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, аналогичным запрыгивающему шагу при нападающем ударе. Это позволяет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление. Скачок - это широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение может заканчиваться скачком, позволяющим быстрее завершить его.
1.2. ТЕХНИКА ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ

Подачи
Подача — технический прием, с помощью которого мяч вводят в игру. Несмотря на различия в технике отдельных способов подач, движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 45°, левое плечо находится впереди правого, — это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних подачах расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, ОЦТ тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху. Важнейшая деталь техники подачи — подбрасывание мяча. Значительная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение. Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия: траектория движения мяча снизу вверх должна быть возможно! ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях должна быть параллельна опоре; подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости, — это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча. Замах осуществляют рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу — проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях, стоящую сзади — несколько больше. Затем следует небольшая пауза. В основной фазе игрок выполняет встречное ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и ведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги: разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу — проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры. Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше двигался вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать мяч и удерживать его от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара составляют единый рычаг. Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по 'мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации. После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи; ноги при этом выпрямлены. Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составляли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опусканием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям.
Существуют четыре способа выполнения подачи. Нижняя прямая подача. Здесь удар по мячу наносят ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 0,5 м впереди над головой. Замах выполняют назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вниз-вперед на уровне пояса и наносят по мячу снизу-сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении (рис. 3). Взаимодействие игрока с мячом при выполнении передач включает:
• прием мяча; задача — в любом случае оставить его в игре;
• передача мяча; цель — направление в определенное место или определенному партнеру. Следовательно, такое взаимодействие можно рассматривать как целостный технический прием. Однако в тренировочной работе целесообразно рассматривать прием и передачу мяча как отдельные технические приемы, определяемые текущей задачей, которая стоит в определенные моменты игры (нападении или защите). Передача (при тактической реализации как вторая передача) -технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара.
Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей. Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок принимает стойку готовности: - одна нога впереди другой. Перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом шагом или бегом. В исходном положении (И,П,) ноги согнуты в коленях (угол в коленном суставе не должен быть меньше 90°), руки согнуты в локтях и подняты; кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник, через который игрок наблюдает за приближающимся мячом. Кисти рук супинированны, при оптимальном напряжении имеют форму овала, образуя своеобразный ковш. При приближении мяча встречное движение начинают ноги -их разгибают в коленях. Несколько позже в движение включают руки: разгибаясь в локтевых суставах, они задают общее направление полету мяча при передаче. Это осуществляется прямолинейным движением. При выполнении встречного ударного движения быстро и энергично разгибают ноги и относительно медленно — руки. Кисти, регулируя направление полета мяча при передаче, сохраняют положение разгибания, при котором ладони перпендикулярны направлению движения мяча при передаче. Пальцы при ударе выполняют различные функции:
 • большие пальцы принимают на себя основную нагрузку амортизации и удержания мяча в направлении его движения; указательные и в меньшей степени средние пальцы являются основной ударной частью кисти;
 • безымянные пальцы и мизинцы удерживают мяч в боковом направлении, регулируя направление его полета. После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует фиксировать руки после сопровождающего движения (рис. 8). Передачу в прыжке выполняют в том случае, когда мяч летит высоко и за игрока. Такие передачи могут быть лишь короткими и укороченными. (рис. 9).
Передача одной рукой сверху. Ее выполняют только в прыжке и как укороченную.
Удар по мячу толчкообразен, резкий, без сопровождения; пальцы обхватывают мяч
 I.2. ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ
I.2.1. ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИИ Техника перемещений в защите включает стартовые стойки, ходьбу, бег, скачок. Она аналогична перемещениям в нападении.
I.2.2. ТЕХНИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИИ Прием мяча Это технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника. Осуществляют его тремя способами:
 • двумя руками сверху;
• двумя руками снизу;
• одной рукой снизу.
Прием мяча сверху двумя руками. Как правило, скорость полета мяча при нападающих действиях противника выше, чем при первой передаче своего партнера. После перемещения ноги ставят так, чтобы одна была впереди другой. При выносе рук кисти примерно на уровне лица. Пальцы рук напряжены. Это связано с амортизацией удара! мяча, летящего с повышенной скоростью. В ударном движении сохраняется общая структура, но амплитуда движений ног и рук меньше, движение более резко. Сопровождающее движение минимально. Прием мяча двумя руками снизу. Это основной способ приема мяча в современной игре (рис. 18). Перемещаются к месту встречи с мячом шагом, скачком или бегом. В последнем стопорящем шаге руки выносят вперед вытянутыми и напряженными, кисти соединяют, образуя своеобразный «замок». Можно соединить кисти, сжатые в кулаки. Целесообразно ставить одну ногу впереди другой: ОЦТ тела при этом опускается, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено. Лучше всего располагать руки перпендикулярно к траектории полета мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги: их разгибают в коленях; тело игрока поднимается вверх и несколько вперед (угол примерно 20°). Ноги выпрямляют быстро и энергично, что создает для рук начальную скорость движения. Руки включают в работу несколько позже: скорость их движения растет незначительно. Удар по мячу выполняют предплечьем. Время контакта с мячом очень мало, поэтому сопровождающее движение рук имеет смысл для контроля за направлением полета мяча. При этом ноги почти полностью выпрямляют, руки вытягивают вперед. Прием мяча снизу одной рукой. Таким образом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительного перемещения или выпада. В современной игре успешное применение блока определяет эффективность игры команды. Это важнейший технический прием защиты. Тактической задачей его является обеспечение первого эшелона защиты против атакующих действий команды противника.
 II.ТАКТИКА ИГРЫ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Тактика игры - это организация спортивной борьбы команды с помощью индивидуальных, групповых и командных действий. Основная задача тактики — определить средства, способы и формы ведения игры в конкретных условиях против определенного противника. Тактика игры определяется уровнем технического мастерства игроков. Главной движущей силой ее развития является борьба между нападением и защитой. Средствами ведения игры являются все технические приемы и способы их выполнения. Способами ведения игры называют индивидуальные, групповые и командные действия игроков, применяемые в борьбе с соперником. Индивидуальные действия - это действия игрока, направленные на решение определенной тактической задачи в данный момент игры. Групповые действия - взаимодействие двух или нескольких игроков, выполняющих конкретную задачу. Командные действия - это взаимодействие всех игроков команды, направленное на выполнение определенных задач в нападении и защите. Они реализуются с помощью систем игры. Система игры -- это определенная организация действий команды.
 КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ
 Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, причем в зависимости от принципа организации различают следующие группы действий игроков: индивидуальные, групповые и командные (рис. 23). .
II.1. ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ
Специфика игры позволяет условно разделить нападение и защиту, хотя они тесно связаны между собой. Каждый прием защиты является контратакующим действием (например, блокирование) или подготовкой атаки и контратаки (прием подач, нападающих ударов). Главная цель нападающих действий в том, чтобы мяч коснулся площадки соперника или чтобы игрок команды противника допустил техническую ошибку. Активными атакующими действиями команда овладевает инициативой в игре, заставляет противника принять выгодный ей план и имеет моральное превосходство.
 II.2. ТАКТИКА ЗАЩИТЫ
 Цель защитных действий — нейтрализация нападения противника. Главное - не дать мячу упасть на свою половину площадки и не допустить технической ошибки. При этом команда решает такие задачи:
• не дать противнику выиграть очко;
• мешать сопернику выполнять нападающий удар;
• не допустить падения мяча на своей стороне площадки и создать возможность для контратаки;
 • постоянными активными действиями на блоке, на страховке и непосредственно в защите расстраивать атаки противника. Активные защитные действия команды нарушают результативность нападения противника. Общую схему организации защитных действий намечают заранее и строят в зависимости от подготовленности игроков команды и особенности тактики соперника. Игра в защите, как и в нападении, состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.
III.2. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В НЕЙ
III.2.I. ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИИ
Бег
 Начинают изучать технику перемещений с обычного бега лицом вперед. При показе и объяснении его техники следует акцентировать внимание прежде всего на степени сгибания ног и особенности постановки стоп на площадку, а затем уже на других сторонах -скорости, ритме и т. д. Вначале упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага, для чего используют бег на месте с переходом на бег прямой, семенящий бег с переходом на обычный, бег по дистанции, с высоким подниманием бедер, прыжки с ноги на ногу с небольшим передвижением вперед, с высоким подниманием бедер, с ноги на ногу по специальным отметкам с последующим переходом на бег, бег с прыжками, высоко поднимая бедра и высоко взлетая, с прыжками, высоко поднимая бедра и далеко пролетая. При выполнении таких упражнений следует обращать вниманиг на полное и активное выпрямление ноги и ускорение к концу движения. Дальше изучают перемещение приставными шагами, для чего используют такие упражнения, как перемещение приставными тагами вправо, влево, то вправо, то влево. Навыки, полученные при освоении этих упражнений, позволяют перейти к изучению техники бега с ускорениями. Здесь следует обратить внимание на оптимальную величину шагов (индивидуально для каждого занимающегося), активные движения руками и эффективное отталкивание от опоры. Развитию этого навыка способствуют следующие упражнения:
1. Старты с места, бег на 5—10 м.
2.Чередование обычного бега и бега с ускорением до определен ного ориентира.
3. То же, но ускорение выполняют по .сигналу преподавателя.
4. Занимающиеся строятся в колонну по одному. Преподаватель, стоя около первого игрока, бросает мяч так, чтобы он катился по площадке с определенной скоростью. Игрок догоняет мяч и возвращает его преподавателю. Следующий этап — освоение бега спиной вперед. Для этого можно использовать все описанные упражнения. Следует особое внимание обратить на оптимальную величину шагов (индивидуаль-, но для каждого занимающегося), скорость перемещения занимающихся, а также на страховку в начале обучения. При совершенствовании перемещений необходимо отрабатывать их быстроту, скорость движения, формировать навыки внезапно изменять направление. Для волейбола характерно выполнение технических приемов после остановки. Поэтому одновременно с техникой бега необходимо обучать и остановкам. Формирование навыков быстрой остановки после бега и принятия исходного положения для выполнения определенного технического приема осуществляется с помощью следующих примерных упражнений: Медленный бег с принятием стартовой стойки (упражнения выполняют в строю и отдельно в любом месте площадки). Равномерный бег с остановкой по сигналу преподавателя и принятием исходного положения для выполнения определенного технического приема. Остановки по внезапному сигналу с имитацией определенно го приема.
Скачок
В большинстве случаев скачку предшествует перемещение в какую-либо сторону, а затем следует выполнение того или иного технического приема. При обучении скачку используют такие упражнения:
 1. После перемещения шагом или бегом скачок вперед или вперед в сторону у определенной отметки.
2. Скачок с последующей имитацией какого-либо технического ; приема (например, передачи).
3. После быстрого бега скачок с последующей имитацией технического приема. Особо следует обратить внимание занимающихся на сгибание ног в коленных суставах (снижение ОЦТ тела) в конце скачка и остановку после его выполнения.
Технику различных способов перемещений совершенствуют, используя их в различных сочетаниях, характерных для игры. Совершенствование идет по пути: улучшения структуры и ритма выполнения каждого способа перемещения, овладения навыками применения всех вариантов перемещений в конкретных игровых ситуациях, сочетания различных перемещений между собой и с другими техническими приемами в различной последовательности. Для совершенствования таких навыков используют комплексные задания, в которых сочетаются различные перемещения и технические приемы.
Приведем примерные упражнения: Занимающиеся становятся в круг. Дистанция между ними— 2—3 м. Все двигаются по кругу бегом. По сигналу преподавателя каждый делает ускорение, стремясь коснуться бегущего впереди. Построившись в колонну, занимающиеся двигаются бегом и по условным сигналам преподавателя выполняют определенные пе ремещения. Построившись в шеренги на лицевой линии, занимающиеся бегут к противоположной лицевой линии. По определенному сигналу выполняют прыжок вверх, после чего продолжают бег до конца площадки. Параллельно с перечисленными упражнениями необходимо использовать и другие, способствующие развитию специальных физических качеств волейболиста
Прием и передача мяча снизу.
По количеству учебных часов, предусмотренных программой, обучение приему и передаче мяча снизу уступает обучению приему и передаче мяча сверху, однако это не менее важное звено в подготовке юных волейболистов. На рис. 18 показано, как выполняется прием мяча снизу. Игрок стремительно выбегает к месту падения мяча. Левая нога (рис. 18, а) ставится на пятку, чтобы за-тормозить поступательное движение тела вперед, руки подготовлены для приема мяча. Тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты (рис. 18, б, в). Прием мяча производится на предплечье у лучезапястных суставов. Очень важно, чтобы руки в момент приема мяча не сгибались в локтях. Чем больше скорость полета мяча, тем меньше встречное движение dvk. Благодаря Акосте волейбол в последнее время существенно изменился.
 Для того чтобы привлечь к игре интерес со стороны телевизионных компаний, а вместе с ними и спонсорские доходы международной федерации, было принято решение разыгрывать мячи по системе тай-брейка до 25 очков в партии. Еще одним существенным изменением было введение игрока защитного плана - ли-беро. Последнее нововведение привело к усилению игры на приеме и в защите и позволило выровнять класс команд. На данный момент международная федерация является организатором чемпионатов мира, Мировой лиги, Гран-при, Кубка мира.
 В олимпийской дисциплине волейбол включен в двух разновидностях: собственно классический волейбол и пляжный.